Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д. Всем ясно и понятно, что наше общество и страна тяжко больны. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа.
Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к педагогу. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Поэтому нам, педагогам, ни в коем разе нельзя оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша задача научить детей «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.
Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
16 ноября - Международный день толерантности.
Для всех образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в коллективе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, коллективе, классе… и т.д. воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности у детей, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, воспитанникам, ученикам, умение понять, простить их несовершенства.
Что значит хороший педагог? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.
Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с детьми, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.
Правила поведения толерантного педагога:
Воспитывать с любовью и во имя любви
Воспитывать в духе мира
Быть примером для детей и общества
Избегать жестких иерархических отношений
Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
Быть справедливым
Уметь слушать
Ковалева С.Г.
Криводанов В.С.
26 января, 2017
Профилактическое экскурсионное бюро продолжает работу
далее...Рождественский вертеп
далее...Тренинг для родителей
Приглашение принять участие в собственном исследовании своих неосознанных установок, взглядов, поведения, которые мешают взаимопониманию родителей и детей, и осознать те ресурсы, которые помогут улучшить эти взаимоотношения
далее...Конкурс идей "Экологический календарь"
далее...Экологическая акция "Покормите птиц зимой"
далее...