В статье рассматривается понимание депрессии и работы с ней в рамках аналитической психологии.
Согласно У. Штейнбергу, депрессия может быть как нормальной, так и патологической. Нормальная депрессия – это естественная реакция личности, уместная в определённых обстоятельствах (переживание утраты) и проходящая со временем. Людям, страдающим простой депрессией, не нравится их подавленное настроение, они чувствуют его неадекватным своей жизненной ситуации и стараются с ним бороться. Для настроения в целом характерно ощущение слабости, потеря мотивации, пессимизм и одиночество.
Юнг объяснял депрессию с точки зрения распределения психической энергии. Эго-сознание в нормальном состоянии имеет достаточную энергетическую подпитку. Когда при воздействии определённых факторов значительная часть этой энергии поступает в бессознательное, эго-сознание начинает истощаться. Юнг понимал динамику депрессии исходя из концепций компенсации и интроверсии. В единицу времени в сознании может находиться очень ограниченное содержание; всё остальное исключается как постороннее. В результате сознательная ориентация становится односторонней. Исключенное из сознания содержание в определённый период может оказаться необходимым для адаптации, чтобы сбалансировать, дополнить ориентацию сознания. При интеграции содержания бессознательного эго вбирает в себя энергию, наполненную символическим содержанием.
По мнению Юнга, бессознательное обладает творческим потенциалом, т.е. создаёт такое содержание, которое может способствовать развитию личности. Потребность в осознании этих аспектов может лишать эго энергии и переживаться как депрессия. В таком случае депрессию следует рассматривать не как патологическую реакцию, а как естественное следствие внутренней потребности в изменении. В своём развитии человеку требуется достичь определённой цели, и для этого ему нужен элемент бессознательного; депрессия является средством достижения такого результата. Все изменения в той или иной степени сопровождаются утратой (отношений, старого видения, способа действия и т.д.), поэтому могут сопровождаться депрессией.
Если установка эго-сознания оказывается настолько односторонней, что не может измениться засчёт нормальной компенсации содержанием бессознательного, у человека развивается невроз, и тогда информация, которая могла бы компенсировать сознательную установку находит своё выражение в симптомах. Депрессивное расстройство – это попытка психики переориентировать личность к интровертированному переживанию, патологическая депрессия – это вынужденная форма интроверсии.
С помощью юнговской теории истощения эго можно объяснить множество характерных симптомов депрессивных расстройств. Например, символическая ассоциация между деньгами и энергией может объяснить тот факт, что депрессивные личности, как правило, страдают от ощущения разорения, вне зависимости от из материального положения. Ощущение беспомощности и безнадёжности также хорошо ассоциируется с потерей энергии, характерной для истощения эго.
Таким образом, Юнг рассматривал депрессию как вынужденную интроверсию, обладающую компенсаторными функциями. Вследствие интроверсии происходит истощение энергии эго. В соответствии с законом сохранения перетекание энергии из сознания приводит к накоплению её в бессознательном. В процессе терапии депрессивные состояния проходят при устранении дисбаланса психической энергии, а не через поиск причины депрессии во внешней жизни.
Юнг писал: «Причинное объяснение этого состояния обычно устраивает только внешнего наблюдателя… В интенсивности эмоционального расстройства как такового содержится ценность, энергия, которую ему следовало бы иметь в своём распоряжении, чтобы восстановить состояние сниженной адаптации… Таким образом, чтобы совладать с энергией, находящейся в несоответствующем месте, человеку следует настолько осознавать настроение, в котором он пребывает, насколько это вообще возможно, погружаясь в него полностью».
Психологи Колотовкина О. А.,Горбунова Н. В.
28 сентября, 2016
Профилактическое экскурсионное бюро продолжает работу
далее...Материал для педагогического совета «Воспитание толерантности»
далее...Рождественский вертеп
далее...Тренинг для родителей
Приглашение принять участие в собственном исследовании своих неосознанных установок, взглядов, поведения, которые мешают взаимопониманию родителей и детей, и осознать те ресурсы, которые помогут улучшить эти взаимоотношения
далее...Конкурс идей "Экологический календарь"
далее...