Развитие познавательного интереса у младших школьников

Часто обеспокоенные родители обращаются к специалистам с тем, что ребенок «недостаточно активен», «ничем не интересуется», «ему неинтересно учиться».

Стремление к новым знаниям и открытиям у ребёнка напрямую связан с познавательным интересом.

Познавательные  интересы  возникают  у  ребенка  довольно  рано,  и  ребенок  часто  приходит  в  школу  с  кругозором,  который  намного  превышает  те  сведения,  которые  содержатся  в  учебных  пособиях.  Но  знания,  полученные  ребенком  до  школы,  как  правило,  обрывочны  и  не  систематизированы,  их  преобразование  в  логичную  и  полную  картину  мира  происходит  именно  в процессе обучения. 

По  мнению  Л.С.  Выготского,  познавательный  интерес  —  это  «естественный  двигатель  детского  поведения»,  он  является  «верным  выражением  инстинктивного  стремления;  указанием  на  то,  что  деятельность  ребенка  совпадает  с  его  органическими  потребностями».  Поэтому  оптимальным  решением  при обучении ребенка является построение  «всей  воспитательной  системы  на  точно  учтенных  детских  интересах…».

Познавательный интерес является  чрезвычайно  важным  в  организации  учебной  деятельности  в  младшем  школьном  возрасте и у  младших  школьников  имеет  довольно  яркую  эмоциональную  окраску.  Он  проявляется  в  интересе  к  наблюдениям,  описаниям,  впечатлениям.  Познавательный  интерес  в  младшем  школьном  возрасте  в  значительной  мере  определяется  таким  новообразованием  психики  как  стремление  к  взрослению  и  стремление  к  самостоятельности.  Также он  связан  с  желанием  проникнуть  в  существующие  закономерности  учения  и  в  основание  знаний  в  целом.

Большинство  психологов  как  отечественных,  так  и  зарубежных  связывают  интерес  с  потребностью  и  часто  их  сравнивают.  Взаимосвязь  между  потребностями  и  познавательным  интересом  весьма  сложна  и  не  дает  оснований  ставить  между  ними  знак  равенства.  Так,  С.Л.  Рубинштейн  отмечает,  что  интерес  отражает  потребность,  но  не  сводится  к  ней. К  развитию  интереса  можно  также  отнести  и  случаи  перехода  познавательного  интереса  в  учебный  интерес.  В  связи  с  этим,  И.Ф.  Харламов  изучал  специфику  учебного  интереса,  отличающую  его  от  других  видов  познавательного  интереса.  Исследуя  и  познавая  мир,  ребенок  делает  массу  открытий,  проявляя  интерес  к  разным  областям  окружающей  его  действительности.  Согласно  мнению  Г.И.  Щукиной,  познавательный  интерес  —  это  особое  избирательное,  наполненное  активным  замыслом,  сильными  эмоциями,  устремлениями  отношение  личности  к  окружающему  миру,  к  его  объектам,  явлениям  и  процессам.

Формирование  познавательных  интересов  начинается  у  школьников  с  самого  начала  обучения  в  школе.  Только  после  возникновения  интереса  к  результатам  своего  учебного  труда  у  детей  формируется  интерес  к  содержанию  учебной  деятельности  и  появляется  потребность  приобретать  как  можно  больше  знаний.  На  основе  этого  у  младшего  школьника  могут  сформироваться  социально  желательные  мотивы  к  учению,  связанные  с  ответственным  отношением  к  учебным  занятиям  и  к  учебе  в  целом.  Развитие  познавательного  интереса  в  младшем  школьном  возрасте  способствует  росту  сознательного  отношения  обучающегося  к  учению,  развитию  познавательных  процессов,  стимулирует  умение  ими  управлять.

 

Как же развивать познавательные интерес у детей? Этим вопросом задаются многие родители. Прежде всего - через общение со взрослыми. Нужно чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира - как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом и т. д. Посещение театров, выставок, музеев вместе с детьми - обязательное условие развития их познавательных интересов. Очень важно делать все вместе с детьми: смотреть телепередачи, читать и обсуждать книги, обязательно выписывать и читать хоть одно детское периодическое издание.

Часто родители не могут правильно ответить на все детские «почему?». Но от них ни в коем случае нельзя отмахиваться. Задача взрослых - не просто точно ответить ребенку на его вопрос, а понять причину его интереса к тому или иному явлению и показать пути применения полученных знаний.

Уничтожающим фактором для развития познавательного интереса является однородность. Элементы же занимательности, наоборот могут выступать как первоначальный толчок к возникновению познавательного интереса. Вызывая удивление, занимательность снимает напряженность, создает опору для эмоциональной памяти, облегчает выполнение задания, создавая ситуацию успеха, что способствует работоспособности ребенка.

Очень важно развивать у маленького ребенка потребность в получении знаний. Это достигается различными методами. Рассмотрим наиболее эффективные. Например, дочь не хочет читать. Не надо ее заставлять, лучше дайте ей возможность побыть в роли учителя. Поручите научить читать куклу. Девочка с удовольствием возьмет в руки книгу, посадит рядом куклу и будет «учить», приобретая в этот момент навык чтения. Можно перенести ситуацию усвоения знаний (умений) на фантастическую планету, придумать необычное существо и ее глазами попробовать вместе с ребенком увидеть предмет, который изучается, следовательно, разнообразить привычный процесс познания.

Для активизации познавательной деятельности младшего школьника желательно чаще создавать ситуации, будто бы вы что-то забыли или не знаете. Можно вообще умышленно сделать ошибку в размышления или в практическом действии. Учащиеся должны исправить «ошибку» и доказать правильность собственных рассуждений.

Не меньшую роль играет общение со сверстниками. Если у детей общие увлечения, то совместная деятельность и обмен мнениями увеличивают круг их интересов.

Родители должны привлекать ребенка к разнообразным видам деятельности, чтобы избежать ограниченности его интересов. Но не надо стремиться записать сына или дочь сразу в несколько кружков или секций. Важно, чтобы занятия по интересам приносили ребенку удовольствие, пробуждали в нем интерес к знаниям.

 

Психологи Колотовкина О.А., Горбунова Н.В.

26 августа, 2016

Другие новости.

  • Preview images

    Экологическая акция акция "Сдай батарейку спаси ежика!"

  • Preview 1

    Они просто другие.

  • Preview bmdkbb26n3m

    Медицинское волонтерство на практике!

  • Preview sovps

    "Краткие рекомендации психолога по общению с подростками"

  • Preview 2

    Профилактика асоциальных явлений в подростково-молодежной среде

  • Preview image preview

    Социально-психологическое сопровождение жертв насилия

Последние новости

От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.

далее...

Традиционная елка в Театре кукол для «дзержинцев»

О новогодних традициях "дзержинцев"

далее...

Мастер-класс по изготовлению символа 2017 года

далее...

Спешите помогать!

далее...

Благотворительная акция "В эфире Новый Год!"

далее...