Часто обеспокоенные родители обращаются к специалистам с тем, что ребенок «недостаточно активен», «ничем не интересуется», «ему неинтересно учиться».
Стремление к новым знаниям и открытиям у ребёнка напрямую связан с познавательным интересом.
Познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно в процессе обучения.
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Поэтому оптимальным решением при обучении ребенка является построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».
Познавательный интерес является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте и у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Также он связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.
Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес — это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам.
Формирование познавательных интересов начинается у школьников с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности и появляется потребность приобретать как можно больше знаний. На основе этого у младшего школьника могут сформироваться социально желательные мотивы к учению, связанные с ответственным отношением к учебным занятиям и к учебе в целом. Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте способствует росту сознательного отношения обучающегося к учению, развитию познавательных процессов, стимулирует умение ими управлять.
Как же развивать познавательные интерес у детей? Этим вопросом задаются многие родители. Прежде всего - через общение со взрослыми. Нужно чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира - как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом и т. д. Посещение театров, выставок, музеев вместе с детьми - обязательное условие развития их познавательных интересов. Очень важно делать все вместе с детьми: смотреть телепередачи, читать и обсуждать книги, обязательно выписывать и читать хоть одно детское периодическое издание.
Часто родители не могут правильно ответить на все детские «почему?». Но от них ни в коем случае нельзя отмахиваться. Задача взрослых - не просто точно ответить ребенку на его вопрос, а понять причину его интереса к тому или иному явлению и показать пути применения полученных знаний.
Уничтожающим фактором для развития познавательного интереса является однородность. Элементы же занимательности, наоборот могут выступать как первоначальный толчок к возникновению познавательного интереса. Вызывая удивление, занимательность снимает напряженность, создает опору для эмоциональной памяти, облегчает выполнение задания, создавая ситуацию успеха, что способствует работоспособности ребенка.
Очень важно развивать у маленького ребенка потребность в получении знаний. Это достигается различными методами. Рассмотрим наиболее эффективные. Например, дочь не хочет читать. Не надо ее заставлять, лучше дайте ей возможность побыть в роли учителя. Поручите научить читать куклу. Девочка с удовольствием возьмет в руки книгу, посадит рядом куклу и будет «учить», приобретая в этот момент навык чтения. Можно перенести ситуацию усвоения знаний (умений) на фантастическую планету, придумать необычное существо и ее глазами попробовать вместе с ребенком увидеть предмет, который изучается, следовательно, разнообразить привычный процесс познания.
Для активизации познавательной деятельности младшего школьника желательно чаще создавать ситуации, будто бы вы что-то забыли или не знаете. Можно вообще умышленно сделать ошибку в размышления или в практическом действии. Учащиеся должны исправить «ошибку» и доказать правильность собственных рассуждений.
Не меньшую роль играет общение со сверстниками. Если у детей общие увлечения, то совместная деятельность и обмен мнениями увеличивают круг их интересов.
Родители должны привлекать ребенка к разнообразным видам деятельности, чтобы избежать ограниченности его интересов. Но не надо стремиться записать сына или дочь сразу в несколько кружков или секций. Важно, чтобы занятия по интересам приносили ребенку удовольствие, пробуждали в нем интерес к знаниям.
Психологи Колотовкина О.А., Горбунова Н.В.
26 августа, 2016